Типография «Харменс Дубна»
Полиграфические термины
Не каждый рождается полиграфистом, но стать полиграфистом может каждый.
А

Автомат высекальный — машина, служащая для высечки этикеточных и упаковочных изделий фигурной формы, отпечатанных на одном листе и/или высечки, биговки и нарезки пазов на листах из гладкого или гофрированного картона.

Адгезия — это сцепление одного материала с другим, т. е притяжение одного материала к другому.

Акклиматизация бумаги — процесс приведения влажности бумаги в равновесное состояние с влажностью воздуха в печатном цехе.

Б

Биговка (нем. biegen — гнуть, сгибать) — технический термин от названия желобка (бига), выдавливаемого при фальцовке плотной бумаги или картона.

Блинтовое тиснение — тиснение плоским штампом без краски и фольги с нагревом или без него.

Боди-стенд — дисплей-фигура (см. Дисплеи)

Бренд — торговая марка.

Бронзирование — это создание эффекта металлизации нанесением на свежеотпечатанный оттиск порошка бронзы или алюминия.

В

Верстка полос электронная — формирование полос издания, проводимое с использованием издательских систем, верстку контролируют визуально на экране монитора системы или по твердой копии, получаемой на принтере.

Вобблеры (от англ. to wobble — колебаться) представляют собой миниатюрные изделия — подвески, закрепляемые на стене с помощью гибкой ножки на двухстороннем скотче. Яркая картинка, движимая воздухом, акцентирует внимание покупателей на конкретной торговой марке.

Всемирная Организация Упаковщиков (WPO — World Packaging Organisation)

Высечка — вырубка при помощи острозаточенного штампа печатных изделий любой конфигурации.

Высокая печать — передача изображения на запечатываемый материал с печатной формы, на которой печатающие элементы расположены выше пробельных.

Выставки по упаковке — «Росупак», «Упакпластик», «Упакстекло», «Упакмаш», «Упаккартон», «Люксупак» — КВЦ Сокольники"; «Упаковка.УпакИталия» — Экспоцентр на Кр. Пресне.

Высечка — вырубка при помощи острозаточенного штампа печатных изделий любой конфигурации.

Г

Глубокая печать — передача изображения на запечатываемый материал с печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным.

Гофрокартон — представляет собой двух- и более слойный материал, у которого гофрированный слой придает картону как торцевую, так и плоскостную жесткость.

Групповая упаковка — используется для соединения вместе отдельных товарных единиц в целях облегчения их перемещения, погрузки и выгрузки в торговых точках.

Д

Денглеры или Т-денглеры — это цельнокройный вобблер, содержащий ножку в виде буквы <Т> для крепления к стене и картинку (подвеску).

Диспенсеры — предназначены для раздачи рекламных или презентационных материалов. Обычно состоят из панели, отражающей суть рекламного предложения, и кармана для небольших листовок или буклетов с подробной информацией. Для устойчивости с обратной стороны имеется ножка. Виды диспенсеров: цельнокройные, с приклеенным карманом, с приклеенным блокнотом и комбинированные. Основой диспенсера чаще всего служит переплетный картон толщиной 1,5−3 мм, на который приклеивается тонкий картон или бумага с красочным изображением.

Дисплеи — это широкий спектр объектов, предназначенных для рекламирования товаров и услуг. Условно их можно разделить на несколько видов: дисплеи-панели (см. Постеры), дисплеи с реальными объектами, дисплеи-сэндвичи (шоу-карды, хард-постеры, пан-карды), дисплеи-фигуры (или боди-стенды), дисплеи-витрины (стенды).

К

Картон — материал толщиной от 0,3 до 5 мм, изготавливаемый подобно бумаге из волокнистой массы. Сырьем для выработки картона служит, главным образом, древесная масса, полуцеллюлоза, набеленая целлюлоза, макулатура. Применяются также синтетические и минеральные волокна.

Каширование — процесс склеивания запечатанного листа (лайнера) с подложкой (основой).

Клеи — природные или синтетические вещества, применяемые для соединения различных материалов для образования адгезионной связи клеевой пленки с поверхностями склеиваемых материалов.

Конгрев — нанесение рельефного изображения на бумагу, картон или другой материал. Тиснение производится при помощи горячего контрштампа и матрицы (выпуклая копия штампа) с точным их совмещением.

Конкурсы на лучшую упаковку — Всероссийские конкурсы — «Упаковка — Звезда России», «Мистер Картон», всемирный конкурс — «World Star».

Коробка для чеков — картонная или пластиковая коробка оригинальной формы с логотипом компании. Напоминает о товаре в момент принятия решения о покупке.

Краскооттиск — изображение, получаемое в результате каждого соприкосновения листа запечатываемого материала с печатной формой. Краскопрогон — получение оттиска только с одной формы в печатной машине. Количество краскопрогонов, приходящееся на один листопрогон, соответствует красочности печатной машины.

Л

Лакирование — процесс нанесения слоя лака на запечатанную поверхность.

Ламинирование — облагораживание бумаги (картона) нанесением на ее поверхность полимера методом расплав, а также путем дублирования (см. Припрессовка).

Листопрогон — каждый прогон бумажного листа через печатную машину независимо от числа наносимых за этот прогон красок.

М

Марашка — разновидность дефекта печати, проявляющаяся в запечатывании краской пробелов, изображения текста и иллюстраций. Марашка чаще всего проявляется при налипании на краскопередающей поверхности печатного аппарата, печатной формы бумажной пыли.

Марчендайзинг — это комплекс мер по продвижению товара через точки конечного потребления. Основная задача марчендайзинга — привлечение внимания покупателя к продукту или бренду непосредственно в точках продаж.



Мобайлы — подвесные рекламные конструкции (обычно к потолочной части торгового зала). Виды мобайлов по конструкции: плоские, объемные и составные. Крепление к потолку осуществляется с помощью пружинки (пружинок) с крючками на концах. Одним концом пружинка продевается в вырубленное отверстие в мобайле, другим — в потолочный держатель.

Муляжи упаковок — представляют собой увеличенную копию товара или его упаковки. Муляж как бы приближает товар к покупателю, позволяя разглядеть издалека название продукта, торговую марку и другую информацию.

Н

Нэкхенгер — см. Ценник на горлышко бутылки.

Оригинал-макет — текстовой или изобразительный материал, предназначенный для воспроизведения его в полиграфии. Оттиск — изображение, полученное на бумаге или любом другом материале печатным способом. Офсетная печать — способ плоской печати, при котором изображение с печатной формы вначале переносится на резинотканевую пластину, а с нее на запечатываемый материал.

П

Пантон — система смешения полиграфичских красок, основанная на использовании 8 основных цветовых компонент.

Печать — процесс нанесения красочного изображения на бумагу или картон.

Плашка — печатная форма или ее часть, служащая для печатания фоновых участков (заливной фон).

Постеры — или жесткие плакаты (хард-постеры), ставятся на прилавок или крепятся на стенах торгового зала. С обратной стороны крепится (или откидывается при цельнокройной конструкции) складная <нога>-подставка, при необходимости с петлей для подвески на стену. Панель может быть прямоугольной или с фигурной вырубкой.

Потребительская упаковка — вмещает продукт в момент его продажи конечному потребителю. Она включает в себя упаковку, имеющую прямой контакт с продуктом, и упаковку, необходимую для полного комплектования продавемой единицы, например, бутылка/укупорочное средство/этикетка/листовка в картонной коробке с нанесенной печатью, лоток/крашка, обтянутые пленкой с нанесенной печатью.

Приладка — подготовительный процесс перед печатанием в глубокой и плоской офсетной печати, включающий установку печатной формы, подготовку бумагопроводящей системы, регулировку красящего аппарата и приводку изображения.

Припрессовка пленки — процесс скрепления прозрачной пленки с запечатанной бумагой, картоном.

Р

Рекламные материалы на местах продаж — Р.О.S. (point of sales) материалы

С

Склейка — процесс соединения частей изделия в единое целое, практически всегда используемый при изготовлении упаковки и Р.О.S. материалов.

Смесевые краски — цветные печатные краски, смешанные вне машины и предназначенные для печатания.

СОЮЗУПАК — некоммерческая ассоциация «Союз производителей и потребителей тароупаковочной продукции». Основан в 1994 г.

Способы печати Существуют пять основных способов печати: глубокая, высокая, трафаретная (шелкография), флексографская и офсетная.

Стикер — изображение на самоклеющейся пленке или бумаге для напоминания о товаре, стимулирования покупки. Размещаются на кассе, рядом с полками, при входе в торговую точку, на дверях магазина.

Т

Тиснение — это процесс нанесения изображения давлением штампом, иногда с дополнительным использованием специальной фольги или краски. Кроме этого, различают:

Конгревное тиснение — получение рельефного изображения при локальном сжатии запечатываемого материала между нагретыми штампом и контрштампом (пуансоном и матрицей) на специальном прессе или на тигельной печатной машине. Блинтовое тиснение — тиснение плоским штампом без краски и фольги с нагревом или без него.

Транспортная упаковка — используется для облегчения погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки первичных и вторичных упаковок во избежание физического повреждения упаковок во время погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки и хранения.

У

Упаковка — комплексная система обеспечения подготовки товара для осуществления его сбыта и потребления. Основное назначение У. — вмещать, защищать (сохранять, создавать удобства и информировать), продавать. Упаковка — функция, которая не может существовать сама по себе; для нее необходимо наличие продукта. Функции упаковки — содержание, защита, сохранение, измерение и, кончая функциями ориентирующими на рынок, т. е. маркетинга: реклама, показ, информация, сбыт.

Ф

Файл — последовательность записей, размещаемая на внешних запоминающих устройствах и рассматриваемая в процессе пересылки и обработки как единое целое.

Фальц — сгиб листа бумаги, образующийся при фальцовке.

Флексография — технология прямой ротационной высокой печати с фрагментарных эластичных печатных форм красками, закрепляющимися на невпитывающих материалах.

Фольга полиграфическая — рулонный материал для тиснения цветного или металлического изображения на картоне, бумаге или др. материале.

Формат бумаги (картона) — стандартный размер листа по длине и ширине, выраженный в см.

Фотоформа — иллюстрационный или текстовой одноцветный диапозитив или негатив (на прозрачной основе), подготовленный для копирования на формный материал при изготовлении печатной формы.

Х

Хромалин — аналоговая (растровая) цветопроба фирмы Du Pont с цветоделенных фотоформ, ставшая синонимом цветопроб, созданных другими формами.

Ц

Цветоделение — разделение цветного изображения оригинала с помощью светофильтров или селективных источников освещения на отдельные одноцветные равномасштабные изображения. При синтезе в процессе печатания с цветоделенных однокрасочных печатных форм с определенной точностью воспроизводится цветное изображение оригинала.

Цветоделенное изображение — одноцветное изображение, полученное на экране монитора издательской системы или на твердом носителе (на лавсановой пленке, фотопленке или формном материале) после разделения на отдельные цвета многоцветного изображения оригинала.

Цветопроба — получение контрольного цветного изображения на материальном носителе или на цветном экране. Различают аналоговую (растровую), полутоновую (цифовую) и экранную цветопробы.

Ценник на горлышко бутылки -картинка с отверстием, одевающаяся на горлышко бутылки.

Ценник фирменный — ценник оригинальной формы с логотипом компании или продукта.

Ш

Шелфтокеры — разделители полок. Позволяют выделить из массы определенную группу товаров, выполняя также информационную функцию. Прикрепленный к полке магазина шелфтокер резервирует место под конкретный товар, организуя необходимый порядок размещения товаров на полке. Они могут быть прямоугольными или фигурными.

Шоу-боксы — трехмерные картонные конструкции, которые используются, как правило, в двух вариантах. Во-первых, как просто рекламоносители — на гранях трехмерных объектов (куб, пирамида и т. д.) размещается реклама товара, услуг, логотипы. Во-вторых, как почтовые ящики для сбора информации от потребителей. Такой шоу-бокс может иметь приклеенный карман для размещения листовок, выполняя одновременно функцию диспенсера.

Шрифты — комплект знаков, необходимых для воспроизведения текста на к.-л. языке.

Штанцевание — см. Высечка

Штендер — переносной рекламный щит небольшого размера. Штендер устанавливается вблизи торговых и выставочных павильонов.

Я

Ярлыки — или ценники на бутылки, одежду и др. товары, решая задачи информационные (цена товара, название товара), являются также элементами фирменного стиля производителя или проводимой рекламной кампании. При изготовлении ярлыков кроме печати часто используют такие элементы отделки как УФ-лакирование, фигурная высечка, тиснение фольгой и др.